История кабаре «БОГЕМА»

Создание Кабаре «Богема»

 

После вступления России в Первую Мировую войну в 1914 года в российских ресторанах запрещено было продавать спиртные напитки. Особенно жесткие требования предъявлялись к заведениям Москвы и Петербурга. Владельцы ресторанов поначалу пали духом, но через некоторое время нашли выход из положения. Для привлечения публики в рестораны они стали приглашать небольшие театры, студии, труппы, кабаре. Так поступило и правление акционерного общества «Альпийская роза», имеющее одноименный ресторан на Софийке, как называли тогда Пушечную улицу.

15 ноября 1915 г. в Москве в ресторане «Альпийская роза» открылось новое оригинальное кабаре под названием «Богема». Несмотря на такое претенциозное название, кабаре было максимально демократичным – вход для публики стоил не дороже трех рублей. Это было новое кабаре по типу «Летучей мыши» Балиева. Программа кабаре была чрезвычайно интересной и разнообразной. Артисты кабаре «Богема» с аншлагом выступали в зале кинематографа соседнего здания отеля «Савой». Уже к концу 1915 года кабаре «Богема» собирала много публики и имело колоссальный успех. В огромном двусветном зале ежедневно, помимо блестящей программы участвовало много приглашенных артистов, исполняющие различные пародии, фарсовые сцены, миниатюры, декламации, песни и арии, танцы и балет.

В 1916 года в кабаре «Богема» проходили гастроли загадочного гения – математика Арраго – и выступление итальянского певца, отлично исполнившего с несомненной школой несколько арий. В пестрой мишуре номеров блистали подлинные драгоценности, здесь выступали выдающиеся артисты: со своими «интимными» песенками выступал будущий создатель советских электронный музыкальных инструментов Илья Григорьевич Ильсаров, в амплуа дешевой шансонетки выступала будущая солистка Московского театра оперетты и заслуженная артистка РСФСР Татьяна Яковлевна Бах, участвовал под псевдонимом Икар известный танцор Н.Ф. Баранов, пела песни госпожа Макарова-Шевченко. Многочисленные вечера начинались в 10 часов вечера с входной платой в 4 рубля. На страницах московской «Театральной газеты» отмечалось особое расположение многочисленной публики, полные сборы и огромный успех. Про артистическое кабаре «Богема» писали как о веянии красоты, возникшем в пьянящей ночи огромного, тесного, душного города; это явление тонкое, странно красивое, пьянящее и пенящееся, как золотое вино, искусство «кабаре».

Артисты кабаре «Богема» рекламировались на красочных афишах: «Известная исполнительница интимных песен М.В. Антелли, певица Нюся Мальцева, популярная исполнительница модных песен и романсов Донна Донато, Валери и Ренею, исполнители всех новейших танцев модерн, Бон-Бон и Беди (негр и француженка), американский дуэт танцев, Мендоза и Елизавета, испанский дуэт салонных танцев» и так далее в том же стиле. Часто среди исполнителей кабаре встречались и известные заграничные актеры, заехавшие в Москву на гастроли.

Антрепренер, исполнитель и его замечательная «находка»

С особым успехом изящно передавал собственные куплеты Григорий Владимирович Молдавцев. Эти куплеты особенно любили дамы. Молдавцев был антрепренером и владельцем кабаре в «Альпийской Розе» и природным чутьем настоящего театрала сразу же оценил по достоинству представшую перед ним однажды вечером высокую худую фигуру «Антоши Бледного» - как тогда в Москве называли А.Н. Вертинского. Молдавцев умел разбираться и знал настроение и вкусы тогдашней московской, а значит, и вообще российской публики. Одним внешним видом Антоша уже был для Молдавцева находкой, но это был лишь примитив и его надо было еще отшлифовать, обработать и тогда выпустить на сцену. Через несколько недель такой образ был создан, отшлифован и еще через месяц уже гремел на всю Москву.

 

Когда в один из субботних вечеров в промежутке между выступлениями Икара и Мильтона на сцену, задрапированную черными и темноватыми материями и погруженную в полумрак разноцветного освещения, медленно и как бы воздушно выплыла бесшумная анонсированная фигура паяца в желтом с бахромой шутовском колпаке и пышном жабо, переполненный зал пытливо смолк. Странно признаться, было видеть угловатый грим лица страдальца с ласковой и нежной грустью в мимике и телодвижениях — в смешном шутовском наряде и колпаке. И еще более странным показалось публике, что этот паяц вместо обычных трафаретных веселых фраз и шуток заговорил вдруг о тоске, о чем-то несбыточном.

Уже пятое выступление нового кумира прошло, как «бенефисное». Публика встречала и провожала его овациями. Сцену заполняли цветами и подарками. После каждого выступления театральные служители гуськом по специальным подмосткам заносили на сцену корзины цветов и букеты. Артисту дарили цветы, портсигары, деньги, кольца. Женщины снимали с себя браслеты и бросали ему на сцену. Мужчины посылали трости с золотыми и серебряными набалдашниками. В корзинах с цветами обнаруживались и сюрпризы в виде живых мопсов, кошечек, попугаев и др.

 

Артист завоевал в один какой-нибудь месяц поклонение и стал популярнейшим человеком. Песенки его распевались без исключения всеми. Через бесхитростные, задушевные слова и напевы Лилового Негра, Кокаинеточки, Трех Пажей и других песенок разочарованного во всем Пьеро вышел на большую сцену новый артист — «Антоша Бледный», он же — Антон Вертинский. Это было в 1916 году, когда Александр Николаевич Вертинский впервые вышел в составе кабаре «Богема» на сцену в образе печального Пьеро. Уже через некоторое время, его успех был настолько популярен, что кабаре «Богема» завершала его номерами концертную программу! Почитать подробнее о кабаретном периоде в жизни А.Н. Вертинского можно ЗДЕСЬ.

В результате прибыль владельцев ресторана «Альпийская роза» за 1915 год составила колоссальную по тем временам сумму в размере почти 130 тысяч рублей! Кабаре «Богема» выступала в ресторане «Альпийская роза» вплоть до осени 1916 года.

Автор статьи: Наталья Леонова

 

Из истории увеселительных заведений Москвы начала XX века.

 

Накануне 1917 года в Москве повсеместно открывались и пользовались успехом у почтенной публики всевозможные развлекательные заведения.

Мужская половина населения по воскресным вечерам предпочитала посещать варьете француза алжирского происхождения «Шарля Омона», открытое в 1901 году. В это варьете из Парижа хозяин привез эксклюзивный парижский канкан и другие музыкально-театральные фривольности. Театр имел громадный успех, но газеты порицали его за безнравственность. После отъезда Омона в 1907г. из России его владельцем стал буфетчик Игнатий Зон, который превратил заведение в опереточный «рай». Ныне на этом месте стоит здание Концертного зала им. Чайковского.

Вот что писала газета «Раннее Утро» за 31 (18) декабря 1912 года: «Ад» у Зона или «Кабаре Четырех Дьяволов». Под такими чертовски страшными названиями предприимчивый И.С. Зон открывает сегодня новый веселый уголок для любителей «угарного ночного времяпровождения». В фантастическом «Аду» у Зона, в феерическом блеске электрических огней, среди адских гротов, пещер — закостюмированные и в масках дьяволы будут увеселять своими шутками, а танцовщицы — чертовски исполнят адские пляски. В программе Зоновскаго «Ада» приготовлено много сюрпризов для публики».

Другие граждане Москвы предпочитали более интеллектуальные заведения, так называемые «кафе поэтов». Каждое поэтическое направление имело свое «кафе». Футуристы спорили с «классиками», имажинисты нападали на футуристов, символисты на имажинистов и так далее ...

​Из истории ресторана «Альпийская роза» (Пушечная улица, дом 4)

 

Первым владельцем ресторана «Альпенрозе» был купец немецкого происхождения Генрих Гермес. Его ресторан был излюбленным местом посещения его соотечественников из германских земель. Особенно любили захаживать в ресторан члены Немецкого клуба, который с 1860 года располагался на месте нынешних владений на Пушечной, 9. Помимо представителей немецкой диаспоры в ресторане часто бывали артисты расположенных поблизости императорских театров - Большого и Малого. Здесь можно было встретить Марию Николаевну Ермолову, Гликерию Николаевну Федотову, Надежду Алексеевну Никулину и почти всю мужскую труппу этих театров.

В отдельных кабинетах ресторана проводились культурные встречи и литературно-художественные диспуты. В ресторан заходили пообедать или отужинать известные в Москве юристы, художники, архитекторы, врачи, профессура городских университетов и состоятельные граждане.

В 1898 году ресторан выкупает И.К. Петкович и переделывает название на русский лад как «Альпийская роза». Владелец ресторана расширяет площадь зала, оформляет его в шикарном европейском стиле, но в 1910 году практически завершает свой бизнес, и его ресторан, а также и здание соседней гостиницы (ныне «Савой») выкупает почетный гражданин и состоятельный купец Александр Александрович Михайлов. Он создает акционерное общество «Альпийская роза», включающее в себя гостиницу, ресторан и виноторговый бизнес. Устав этой организации с капиталом в 200 тысяч рублей был утвержден 23 февраля 1910 года лично императором Николаем II.

В 1911-12 годах архитектор Павел Павлович Висневский совместно с Александром Александровичем Весниным проводит реконструкцию здания ресторана. В таком виде здание дошло до наших дней. Ныне в этом здании расположен Москонцерт. Все залы, холлы и лестницы выглядят сегодня почти так же, как в 1912 году.

© 2015-2020 / Lada Denize

Мы в соцсетях

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook

Наши партнеры:

Поделиться: